Скачать [Magisteria] Как смотреть картины [Елена Охотникова]

Информация
Цена: 40 РУБ
Организатор: Kail Kail
Ссылки для скачивания
Kail
Kail
Организатор
Организатор
Регистрация
09.04.2020
Сообщения
398 541
Реакции
39 322
Монеты
1 191
Оплачено
0
Баллы
0
  • #SkladchinaVip
  • #1
[Magisteria] Как смотреть картины [Елена Охотникова]
Ссылка на картинку
Два подхода к анализу искусства: формальное описание и эмоциональный контакт с произведением

Здравствуйте, уважаемые слушатели! С вами Елена Охотникова, и сегодняшний наш с вами разговор, наша сегодняшняя монолекция посвящена тому, как же смотреть картины, как это делать правильно, есть ли для этого какое-то большое правило? У нас с вами уже в общем потоке наших бесед много разных курсов по искусству. И вроде бы каждый раз думаешь, что ну да, действительно, можно подходить с разных сторон, можно разбираться, нельзя разобраться в современном или не очень искусстве… Где же схема? Где же инструкция к смотрению?

В этом смысле я немножко лукавлю, потому что сказать вам сейчас, что я даю универсальную схему, и теперь вы, как студент-искусствовед, будете щёлкать как орешки все эти непонятные живописные и прочие изображения, было бы не совсем честно. Но сегодня в нашем сегодняшнем разговоре мы попытаемся усидеть на двух стульях.

Один стул — в хорошем смысле слова академический подход, то, собственно говоря, чему учат студентов-искусствоведов в курсе «Описание и анализ памятника», некоторая база того, как мы подходим к материалу. При том, что у нас есть ощущение, что искусство это прекрасная тонкая сфера, где всё про что-то очень высокое, искусство это тоже очень материальная вещь. К этой материальной вещи есть некоторые подходы, научные, рабочие, чтобы с этим можно было работать, и я вам сегодня расскажу о тех базовых вещах, которые точно полезны даже не специалистам, когда вы общаетесь с искусством. Это как бы стул номер один.

Но будет и стул номер два, который касается того, чего мы можем лишиться, если будем подходить к вопросу только с формальной точки зрения, только с научной точки зрения. У нас есть ещё история про то, что нам обязательно нужно выстраивать в том числе эмоциональный контакт с произведением. Про это мы поговорим с вами тоже: на какие вещи обращать внимание в этом ключе, какие вопросы себе задавать, как следить за собственной реакцией в процессе смотрения на искусство. Я очень надеюсь, что из нашего сегодняшнего разговора вы выйдете, вооружившись некоторым набором инструментов, которые вам помогут находиться в контакте с произведением в более интересном положении. Итак, давайте приступим.

Собственно говоря, вопрос в том, как же правильно смотреть на искусство. Мы сегодня сфокусируемся на картинах. Соответственно, как же правильно картины смотреть? И действительно ли есть какая-то единственно возможная схема анализа того, что перед вами?

С одной стороны, да, конечно, мы можем сказать: подождите, искусство — это хорошо, во-первых, это красиво. Всё бы ничего, но тогда возникает двусмысленность, связанная с тем, что есть искусство, которого мы, например, не понимаем. Я не знаю, какой визуальный опыт у вас, слушателей, за плечами, что вы любите. Любите ли вы Ван Гога, любите ли Босха, не любите вообще никого из них? Или вы сходите с ума по совсем современным художникам и не понимаете этот странный итальянский XIV в.? В любом случае у нас довольно часто бывает чувство, что мы уважаем искусство за то, что оно есть, мы даже, когда путешествуем, обязательно заходим в музеи. Надо, мы пробежались по залам, галочку себе поставили. Но всё равно остаётся ощущение, что мы могли бы взять больше от контакта с конкретным предметом. И это «больше» всё время разное.

Довольно часто бывает, что люди складывают своё мнение о художнике, или о направлении, или вообще о виде искусства, опираясь на историю про ощущение и эмоции, но не закапываясь глубоко. Мы довольно часто можем слышать, что человек говорит: «Я этого художника вообще не понимаю, он мне не нравится!» Давайте подумаем над этими двумя фразами, «он мне не нравится» и «я его не понимаю». Это на самом деле разные предложения. Мы не понимаем какие-то вещи, и это нормально, потому что чтобы что-то понять, нужно как минимум понять, из чего это что-то состоит, и дальше уже сделать вывод, твоё это или не твоё. Тогда получается, что наша нелюбовь к какому-то художнику или какому-то направлению часто опирается на то, что мы довольно мало об этом знаем.

Причём я сейчас говорю не про академическую базу. Есть ощущение, что, чтобы любить, скажем, Диего Веласкеса, надо купить книжку про Диего Веласкеса, знать все даты, связанные с Диего Веласкесом и со всеми персонажами на его картинах. И вот тогда, тогда ты, наконец, всё поймёшь.

Это неправда. Но в любом случае верно то, что, чтобы у нас возникла любовь, мы должны что-то знать о том, что мы собрались любить. Ведь в нашей человеческой жизни ровно то же самое происходит. Мы влюбляемся в человека, и наши чувства становятся любовью, когда мы человека узнаём, когда мы вкладываемся в эти отношения. Понятно, что есть влюблённость — это история про то, что у нас вспыхнуло. И с искусством так же. Мы действительно можем почувствовать что-то своё. Мы даже не осознаём, что там именно, мы даже не хотим об этом думать, но нас зацепило — и мы смотрим. Или, допустим, сохраняем себе понравившуюся картинку. Но для того, чтобы это стало глубоким осознанным чувством, нужно с этим разбираться.

Сегодня мы с вами как раз попробуем узнать, из чего состоит мир картины, из чего состоит мир художников. Я сейчас специально беру множественное число, потому что понятно, что каждый художник — это отдельная планета. Соответственно, мы посмотрим и на закономерности, и на противоречия, и на всё вместе сразу.

Прекрасный труд: подготовка к встрече с картиной

Давайте стартуем вот с какой мысли: конечно, картины мы можем смотреть по-разному. Мы можем смотреть, как я уже говорила, с точки зрения, когда мы смотрим как специалисты. В этом месте, поправляя несуществующее пенсне, мы можем сказать: ну да, конечно, очевидно, что здесь автор очень цельный, потому что он принадлежит к такой-то школе, а тут отражает такой-то стиль. Так тоже можно.

Мы можем подходить к смотрению на картины, опираясь на то, что нам говорят. Это довольно частый опыт. Вы приезжаете куда-нибудь, заходите в музей. Я не знаю, как вы действуете. Берёте ли вы, например, аудиогид? Или вам достаточно, что вы просто пройдёте по залам и сами посмотрите, что вам нравится?

Обращали ли вы внимание на то, что у нас довольно ограниченный запас времени на восприятие? Вы приезжаете в город Санкт-Петербург, а там есть Эрмитаж. Эрмитаж большой и красивый. Прекрасное внутреннее ощущение «я сейчас пройду Эрмитаж», не знаю, как у вас, а у меня заканчивается очень быстро. Заканчиваются эмоциональные и искусствоведческие силы. Я давно уже взяла себе за правило ходить в музеи на очень ограниченное время, и более того — на конкретные вещи.

Обычно я просто выбираю, что буду смотреть. Это тоже мой собственный маленький лайфхак, не обязательно, что вам подойдёт такое. Выбираю и иду непосредственно туда. Это не значит, что, если мне по дороге попалось что-то, что привлекло моё внимание, я буду гордо проходить мимо. Но нужно понимать, что наше время на контакт тоже ограничено, потому что мы — живые люди.

Вы попадаете в эту музейную атмосферу, в контакт с произведениями. Допустим, вы взяли аудиогид или экскурсию, вам что-то рассказывают. В принципе вы склонны верить тому, что вам говорят. Вам говорят: «Эта картина очень важная. Художник такой-то, год такой-то…» Вы стоите и киваете. Вроде бы всё честно и здорово. Но иногда бывает, что для какого-то момента, когда это произведение проникнет в вас, вам не хватает личного контакта, и вас как раз, наоборот, сбивает чужое, экскурсионное мнение. Я скажу тут нехорошую вещь. К сожалению, часто бывает, что именно такой экскурсионный жанр очень сильно уплощает и упрощает вещи, которые может дать вам искусство.

Это часто можно наблюдать, когда, допустим, вы подходите к картине, и текст, который там написан внизу в описании или звучит из уст экскурсовода или аудиогида, — это, по сути дела, такой рассказ: вот деревенский пейзаж, здесь все ходят, вот милая картина, так все делали в таком-то веке. И вы думаете: «Ну да, действительно, так все делали». И пошли дальше. Вам не показывают то, что действительно делает эту вещь уникальной, отличающейся от всех остальных на свете.

В нашем контакте с произведением лучше ограничиться цифрой пять при выборе фигурантов для своего похода в музей. Два, три, пять произведений, которые вы идёте просто адресно смотреть, что-то особенное, что запечатает эту вещь в вашем сердце, нужно доставать самостоятельно.

Мы приходим с вами к тому, что смотрение на картину, то, чему, мы сейчас будем с вами учиться, — это большая самостоятельная работа. Это усилие, это труд, и тем не менее труд прекрасный, вырабатывающий в том числе наблюдательность к миру, делающий эту жизнь гораздо более интересной.
Показать больше
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый контент.
Поиск по тегу:
Теги
magisteria елена охотникова как смотреть картины
Похожие складчины
Kail
Ответы
0
Просмотры
438
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
169
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
248
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
171
Kail
Kail
Показать больше складчин

Войдите или зарегистрируйтесь

Вы должны быть авторизованны для просмотра материала

Создать аккаунт

Создать учетную запись займет не больше минуты!

Войти

Уже зарегистрированы? Просто войдите.